Вячеслав, большой специалист по аквариумам и не меньший любитель путешествий, в этот раз побывал на Соловецких островах, прислал мне отчёт, а я собрала всё вместе.
Часть первая: Путешествие на Соловецкие острова http://o-gorod-ik.net/puteshestvie-na-solovetskie-ostrova/
А сейчас вторая часть:
Наш теплоход продолжал свой путь по реке Волге, и на следующий день мы подошли к пристани небольшого городка — Горицы.
Там стоит Кирилло-Белозерский монастырь, куда мы отправились с экскурсией на автобусе. Кроме нас, в монастыре были туристы с другого теплохода и с туристических автобусов. Были здесь и иностранные туристы: около одной из групп я услышал немецкую речь, а в другой были вроде бы финны или эстонцы.
Кирилло-Белозерский монастырь (Кириллов монастырь) — мужской монастырь Вологодской епархии Русской православной церкви, расположенный на берегу Сиверского озера. Вырос из слободы при монастыре. В XV—XVII веках — один из крупнейших и богатейших монастырей России, центр духовной жизни Русского Севера. С 1924 года — историко-архитектурный и художественный музей-заповедник.
В 1397 году монах Кирилл Белозерский вырыл на берегу Сиверского озера пещеру, с которой началась история будущей обители. Его спутник Ферапонт Белозерский впоследствии основал неподалёку Ферапонтов монастырь. Устав белозерских монастырей отличался особенной строгостью.
Со временем Кириллов монастырь оказался в центре целой сети монашеских обителей: Ферапонтов, Горицкий Воскресенский монастырь (в 7 км от Кириллова), Нило-Сорская пустынь (в 15 км) и др. Эти малонаселённые земли сравнительно недавно вошли в состав Московского княжества, которое было заинтересовано в их скорейшем экономическом освоении. Московские князья традиционно поддерживали тесные связи с белозерской обителью.
Кириллов монастырь стал не только важнейшим опорным пунктом для закрепления в Заволочье, но и крупным экономическим центром: через него пролегал торговый путь далее на север к Белому морю, здесь пересекались разнонаправленные торговые потоки. До петровского времени монастырь вёл обширную торговлю, особенно солью и рыбой.
Обитель стала одним из важнейших книжных центров России. К концу XV в. здесь хранилось 210 рукописей. Сохранились шесть рукописных сборников за авторством одного только белозерского монаха Ефросина.
Многие из сохранившихся храмов были отстроены в камне на исходе правления Василия III. В 1528 году этот правитель приехал в Кирилловский монастырь с княгиней Еленой Глинской молиться о даровании наследника. Последовавшее за этим рождение сына — будущего царя Ивана Грозного — в глазах современников связывалось с заступничеством преподобного Кирилла Белозерского. Иван Васильевич на протяжении всей своей жизни питал к Кириллову монастырю особое пристрастие, считая себя обязанным ему своим рождением. Перед смертью, принимая схиму, первый русский царь, как и его отец, стал пострижником Кирилло-Белозерского монастыря.
Монастырь богател, разрастался и, несмотря на большой пожар в 1557 году, стал крупнейшим средоточием каменных построек на севере Русского государства и крупнейшим церковным землевладельцем после Троицкого монастыря. В монастырских владениях числилось 607 одних только деревень.
Как и другие северные монастыри, Кириллов служил местом заточения лиц из светской и церковно-феодальной знати. В разное время здесь пребывали опальные Вассиан Косой, бояре М. И. Воротынский, И. П. Шуйский, И. Ф. Мстиславский, Б. И. Морозов, великий князь Симеон Бекбулатович, московский митрополит Иоасаф (Скрипицын), патриарх Никон и др.
В 1600 году была построена первая крепостная каменная ограда с 8 башнями. Внутри стен стояло 9 каменных церквей, колокольня. Кельи и прочие некультовые постройки были деревянными.
В Смутное время монастырь выдержал в 1612—13 гг. осаду и отбил (до 1616) несколько нападений войск польских и литовских интервентов.
После этих событий русское правительство осознало важное фортификационное значение обители. В 1654—80 гг. были построены новые каменные стены монастыря, дошедшие до нашего времени, и монастырь стал одной из самых больших и могучих крепостей в России.
Никон, бывший Патриарх Московский, был сослан сюда в 1676 г. после смерти царя Алексея Михайловича и провел здесь последние 5 лет своей жизни. Он умер по дороге отсюда в Москву.
В 1722 году в монастырь приезжал Пётр I. Обитель к тому времени была собственником 21 тысячи крестьян, проживавших на территории 16 уездов, однако с появлением у России балтийских портов и упадком северной торговли через Архангельск, экономическое значение монастыря стало падать.
Постепенный закат монастыря продолжался и при следующих правителях. В 1764 указом Екатерины II обитель была лишена крестьян и угодий. Через 12 лет из монастырской слободы был образован город Кириллов, а в крепостной стене помещена городская и уездная тюрьма.